Мы в социальных сетях:
twitter youtube facebook g+

Заполните все поля для регистрации

Имя:
Фамилия:
Email:
Пароль:
Повторите пароль:

Абдурозик ОЛИМОВ: "ХОЧУ УВИДЕТЬ В СВОИХ УЧЕНИКАХ ТО, ЧЕГО САМ НЕ ДОБИВАЛСЯ РАНЬШЕ"

Пятница, 01 Апреля 2011, 11:38

Героя нашей рубрики мы выбрали не случайно. Абдурозик Олимов, тренер по вольной борьбе, лицо популярное в спортивных кругах республики. Заочно с Абдурозиком наша редакция знакома уже лет пять. Журналистам приятно работать с такими специалистами, как он. У него всегда достоверная и точная информация. И мы, решив с ним поближе познакомиться, отправились к нему домой в гости.

Героя нашей рубрики мы выбрали не случайно. Абдурозик Олимов, тренер по вольной борьбе, лицо популярное в спортивных кругах республики. Заочно с Абдурозиком наша редакция знакома уже лет пять. Журналистам приятно работать с такими специалистами, как он. У него всегда достоверная и точная информация. И мы, решив с ним поближе познакомиться, отправились к нему домой в гости.

ДОМА КАК НА РАБОТЕ 

Он сразу повел разговор об одном своем ученике – самом успешном в прошлом году юном борце Баходуре Кодирове.

- Баходур скоро вернется домой, - сообщил он нам. 

- Разве он куда-то уезжал? 

- Решил парень тренироваться за рубежом, в России и Украине. Думал, что там лучше. По условиям, может быть и так. Но кому нужен наш борец там? Другое дело, если отправить спортсмена на стажировку официально, на основе договора и за счет официальных структур. 

По словам Баходура, он сначала занимался в Москве, затем переехал в Украину. Куда бы он ни шел на тренировку, в спарринг-партнеры определяли слабых соперников. Ему не разрешали схватки с более сильными спортсменами. Когда он мне сообщил об этом, я посоветовал ему вернуться в Душанбе и продолжить тренировки под моим руководством. В противном случае, он, борясь со слабыми, выводит их на свой уровень, при этом теряя в мастерстве. Чтобы получить опыт и закалку, нужно всегда выходить на ковер против сильнейших. Баходур позвонил и сказал мне, что условия там намного лучше, но никто из тренеров не обращает на него внимания. 

- Что значит для вас прошлогодний успех Баходура Кодирова?

- Это было одно из самых счастливых времен в моей жизни. Он сначала в Ташкенте выиграл отбор, потом достойно выступил в Сингапуре на Юношеских летних Олимпийских играх. Я очень сильно переживал за своего ученика. Он оправдал надежды и стал одним из лучших спортсменов республики. До этого его никто не знал, а сегодня имя Баходура на устах всех любителей спорта.

Каждый тренер мечтает увидеть в своих учениках то, чего сам не добивался раньше. Я хочу видеть их чемпионами Азии, мира, олимпиад. Я заинтересован в их успехе, так как от этого зависят моя дальнейшая карьера и благополучие, как в моральном, так и в экономическом плане. Поэтому на тренировках я строг, может быть даже суров. Но ребята с пониманием относятся к установленной мною дисциплине. Когда повез Баходура в Сингапур, вся моя семья молилась за него. Вот так жизнь и успехи тренера напрямую зависят от результатов его учеников.

- Отец Баходура Ходжи Абдусаттор, когда журналисты расспрашивали о сыне, сказал, что о нем спросите у тренера Абдурозика, так как он отдал сына в его распоряжение. Вы так опекаете всех своих учеников? 

- Есть родители, с которыми приятно работать. Они, да и их дети, относятся к спорту с пониманием и хотят достичь какого-то результата, тогда можно будет вылепить будущего чемпиона. Родители Баходура именно такие люди. У меня еще несколько таких учеников, которые живут по моему распорядку. Один из них Салим Ходжаев, перспективный парень, который выиграл солидный турнир в Иране. 

КАКИЕ БЫВАЮТ УЧЕНИКИ

- Какие еще бывают ученики? 

- Не каждый воспитанник станет чемпионом. Многие занимаются, потом выбирают другие профессии, но любовь к спорту, самое главное, здоровье и сила, добытые на наших занятиях, помогут им в дальнейшей судьбе. Я приветствую и таких ребят, которые не тратят свое время впустую. 

- Таким образом, вы невольно выделили две категории спортсменов – одни целиком отдаются спорту, другие занимаются для себя… 

- Мне не нравятся ученики другой категории. Это те, кто преждевременно зазнается, или не отличается хорошим поведением. Но хуже всего отношусь к тем, кто несерьезно относится к вольной борьбе, перебегая то туда, то сюда. Когда один из учеников, получив начальные занятия у нас, накопив необходимую физическую подготовку, переходит в другой вид спорта, а затем опять просится в мою секцию. Именно таких не люблю. Мой совет им – уходя, уходи насовсем. 

- А куда переходят вольники и по какой причине? 

- Причины могут быть разные. Просто приведу один пример, выводы делайте сами. Имя этого парня не

сообщу по этическим соображениям. Однажды исчез с занятий один из учеников. Я сразу заметил это, так как парень был многообещающим. Выясняется, что он вольную борьбу променял на бои без правил. Сейчас расплодились такие виды единоборств, что диву даешься. Едут на международные турниры с участием 5-6 стран. На каждую весовую категорию от силы наберется три или четыре бойца. Выступил, проиграл первый бой, и ты уже как минимум бронзовый призер. Вернувшись домой, размахивают медалями. И начинается реклама. В итоге они герои. 

Эти герои принижают значение таких олимпийских видов как вольная и греко-римская борьба, дзюдо. Ведь не каждый разбирается в спорте. Например, на одном турнире среднего уровня по дзюдо выступают представители 50-60 стран, а на чемпионатах мира, Азии, мировых кубках около 200 стран. Представьте себе, сколько атлетов будут бороться за медали только в одной весовой категории. Чтобы занять место, нужно, минимум, обыграть 4-5 соперников. Вот почему я ставлю выше дзюдоиста или вольника, занявшего даже предпоследнее место, чем призера мирового турнира по некоторым боевым единоборствам. 

- Судя по вашей реакции, в случае с провинившимся парнем не получилось аналогии с блудным сыном, как в притче? Или вы его простили? 

- Он потом раскаялся, рассказал о том, как попал в бои без правил. Он там у кого-то выиграл, кому-то проиграл, не знаю. Чтобы выступить в боях, турнир-то был коммерческим, заплатил взнос 70 сомони. За победу ему дали почетную грамоту и медаль-жестянку. Чуть ли не сломали ему ребра, били по почкам. 

Я ему объяснил, что, кроме 70 сомони, потерял при этом. Говорю ему, теперь будешь лечить почки. Кроме того, нарушается режим цикличной подготовки спортсмена к определенным чемпионатам. Он надолго выбыл из обоймы как борец. Да, сначала его не простил, выгнал из зала. Но потом стало жалко, вернул, и теперь он занимается у меня. 

Широко ведется реклама боевых единоборств – разных боев без правил. Молодые люди валом валят в такие секции. Каждому хочется стать как Емельяненко, но для этого нужно тренироваться годами, работать в поте лица. Другая причина в том, что некоторые спортсмены поступают хитро. Приходят на занятия борьбы, чтобы получить необходимый опыт, навыки, обучиться приемам. Достигнув определенного уровня, потихоньку исчезают – переходят к единоборствам. У тех видов спорта нет такого методического фундамента, как в нашем виде.

Есть и те, которые не выдерживают конкуренцию в видах борьбы. Ведь надо потрудиться, провести большее количество поединок для достижения результата. Поэтому молодым хочется проявить себя в таких непопулярных видах единоборств. Я не против этих видов – пусть будут, если смогут готовить спортсменов высокой квалификации, будущих чемпионов олимпиад и мира. В крайнем случае, будут занимать молодежь, и это полезно.

«НЕ НУЖНО ЛИШАТЬ МОЛОДОГО СПОРТСМЕНА ВОЗМОЖНОСТИ» 

- Как у нас обстоят дела с конкуренцией в сборной? 

- На каждую весовую категорию претендуют 40-50 спортсменов. Недавно я остался недоволен одним обстоятельством. Нам сообщили, что финальная часть молодежных спортивных игр республики по вольной и греко-римской борьбе пройдет в Чкаловске. От каждого региона должны попасть первые и вторые номера. Команда Душанбе может выставить на игры всего 14 борцов - по два на каждую из 7 весовых категорий. Это мало, поскольку в играх принимают участие 5 команд – Душанбе, Согдийская и Хатлонская области, ГБАО И ГРРП. От каждой команды по два борца – всего лишь 10 спортсменов на одну весовую категорию. Ведь нашим спортсменам необходимо получить практику. Где они могут себя проявить и проверить свои способности, если не в молодежных играх? 

По моему мнению, нужно расширить квоту – разрешить третьим номерам также выступать. Все-таки 15 не 10, конкуренция становится сильней и от этого выиграет спорт. Кроме того, атлеты, занявшие третьи места в региональных отборочных турнирах, не хуже других. Вдруг в финальном этапе кто-то из них поборет всех и станет чемпионом. Не нужно лишать молодого спортсмена возможности. 

- Может быть, организаторы молодежных игр ограничили количество участников из-за экономии денег? Ведь оплатить расходы 10 участников дешевле, чем 15?

- Тогда можно было объявить, что третьи места едут за свой счет. У кого есть возможность, поехали бы. 

«ИНВАЛИД» СПОРТА

- Что вы получили в спорте лично? 

- Работа тренера – бизнес, на нем много заработаешь. Но если работать плодотворно, готовить спортсменов высокого разряда, если они становятся чемпионами или призерами элитных соревнований, то государство поощряет. Заработал имя, авторитет, что немаловажно для тренера. Не жалуюсь на свою судьбу, но скажу откровенно, что заработал еще и травмы. В ходе спортивной карьеры их было много. Вот посмотрите на руки, ноги, уши (показывает и смеется). Не осталось места без травм. Можно сказать, что я теперь инвалид спорта. Хотя нет такого документа, который бы свидетельствовал об этом. Было время, когда в начале 2000-х годов пришел в банк, чтобы получить деньги, переведенные из России. За окошком стояла такая очередь, что

невозможно было даже подойти. 

В то время перевод денег через банк только-только начинался. Смотрю, очередь все равно до меня не дойдет, а деньги позарез нужны. Что делать? Вдруг вижу, у другого окошка стоит небольшая очередь. Подхожу, милиционер спрашивает: «Какая группа? Есть документ?». Сразу понял, это касса для инвалидов, а милиция следит за порядком, чтобы туда не лезли другие. У меня нет документа об инвалидности. Начал копаться в кармане, чтобы показать тренерское удостоверение и готовлюсь просить милиционера сделать для меня исключение. Но не успел, сотрудник органа по моему виду решил, что я настоящий инвалид и пустил меня в кассу. Так хитростью я получил деньги, а потом думаю и смеюсь: «В самом деле - инвалид!» 

- Как вы начинали карьеру спортсмена? 

- В нашей семье все потомственные пахлавоны. Отец всю жизнь был простым механизатором, но на свадьбах и праздниках участвовал в борьбе. Нас восемь братьев в семье. Когда я учился, в школе открылся какой-то кружок. Ради любопытства пошли узнать, что это такое. Приходим с друзьями. Руководитель кружка встречает и спрашивает, умеем ли мы петь или играть на инструментах. Оказывается, это был музыкальный кружок. А мы ничего не умеем. Тогда муаллим предложил нам спеть песню, сказав, у кого есть голос, запишет в кружок. Не помню, сколько было нас, ребятишек, но точно помню, хуже всех спел я. 

Пробовал песню из репертуара Нигины Рауфовой, но потерпел неудачу. Муаллим принял в свой кружок всех, кроме меня. Я чувствовал себя изгнанным и обиделся на него. Вскоре старший брат привез меня в Душанбе и устроил в спорт-интернат, в секцию борьбы. Это было в 1982 году. И пошла спортивная жизнь – сколько было соревнований, не счесть. Несколько раз участвовал на Всесоюзных спартакиадах. В армии я служил в Германии. Наша часть располагалась во Франкфурте-Одере. Там я начинал тренерскую карьеру. Готовил спортивную команду к армейским соревнованиям.

МЕСТО ДЛЯ ЛУЧШЕГО ОТДЫХА 

- Как супруга относится к вашей работе? 

- Она, можно сказать, за годы совместной работы уже стала тренером. Сопереживает, понимает жизнь спортсмена. Сама заставляет детей заниматься спортом. Одним словом, мы прекрасно ладим в семье. Она привыкла к моим частым командировкам. Влицо знает всех моих учеников, можно сказать, половину тренерской работы она выполняет. 

- Как вы познакомились?

- Она – дочь соседа. Я на нее обратил внимание, когда учился в старших классах. У меня, не знаю почему, с малых лет симпатии к близнецам. Я удивлялся, как двойняшки Фотима и Зухра вместе ходят в школу, одинаково одеваются, трудно было их различить… Бог создал такие прекрасные творения, как близнецы. Это чувство во мне осталось надолго. 

После армии женился на Зухре. В 1992 году появился наш первенец – Махмадсодик. Он сейчас учится в технологическом университете. Занимался борьбой, но из-за травмы временно оставил спорт. Второму сыну – Рамазану 11 лет, но уже в борьбе опережает своих сверстников. Остальные все дочери. Сафаргул учится в 9-м, Шабнам восьмиклассница, Савсан ходит на 6-й класс, Фархунда во второй. Самая младшая в семье – 5-летняя Ахдия. 

- Как вы отдыхаете?

- У меня нет отдыха. В основном работа. Некоторые любят рыбалку, охоту, кататься на машине. Я отказываюсь от всего этого. Единственным утешением для души служат дети. Когда я дома – это лучший отдых. Младшая Ахдия приносит мне особую радость. Это знают все в семье. Чтобы получить мое согласие на что-то, поступают хитро – отправляют ко мне сначала Ахдию. Поэтому младшую дочь они называют «дору» - лекарство. 

… Вот такой он, наш герой. Ведет строгую, почти аскетическую жизнь. Всю его душу и сущность занимает одно – борьба. Не за власть и деньги, а спортивная.

Сайфиддин КАРАЕВ, Рустам ХАКИМОВ

ДОСЬЕ «ВС» 

Абдурозик ОЛИМОВ 

Родился 26 ноября 1969 года в селе Гумбулак Файзабадского района. 

Воспитанник Республиканской общеобразовательной школы-интерната спортивного профиля.

Образование высшее: Таджикский институт физической культуры. 

Титулы: 10-кратный чемпион республики по вольной борьбе. Бронзовый призер юношеского чемпионата СССР (1985). Серебряный призер чемпионата Западной Азии (Тегеран, 1997).

С 1991 года в тренерской работе. В настоящее время является старшим тренером сборной Таджикистана по вольной борьбе. 

Женат. Имеет 7 детей.

http://www.varzish-sport.tj