Олимпийский чемпион по вольной борьбе, тренер сборной России Давид Мусульбес - о скандале со сборной Словакии, перспективах россиян на стартующем чемпионате Европы и собственных шансах вновь вернуться в спорт.
Олимпийский чемпион по вольной борьбе, тренер сборной России Давид Мусульбес— о скандале со сборной Словакии, перспективах россиян на стартующем чемпионате Европы и собственных шансах вновь вернуться в спорт.
29 марта в Дортмунде (Германия) стартует чемпионат Европы по всем трем олимпийским стилям спортивной борьбы— вольной, греко-римской и женской. Основные надежды сборной России, как все последние годы, будут связаны с «вольниками», которые в конце прошлой недели в Махачкале в четвертый раз за последние пять лет выиграли Кубок мира. Правда, из новоиспеченных обладателей этого трофея в Дортмунд от нашей команды отправится лишь один— представитель супертяжелой категории (до 120 кг) Бахтияр Ахмедов, вице-чемпион Олимпиады-2008. О ситуации в самом престижном весе GZT.RU рассказал более чем влиятельный эксперт— олимпийский чемпион — 2000 Давид Мусульбес, который в 2008 году выиграл бронзовую медаль Олимпиады за Словакию, а ныне в тренерском штабе сборной России отвечает как раз за тяжеловесов.
Когда в 2008 году вы решили вернуться в борьбу и стали выступать за Словакию, в ваш адрес раздалось много гневных слов, после которых, казалось, обратной дороги нет. Однако после Олимпиады в Пекине вы вернулись в тренерский штаб нашей сборной.
Бахтияр по здоровью и семейным обстоятельствам отсутствовал на
последнем сборе в Новогорске. И то, что ему нужно бороться на двух турнирах с
перерывом в 10 дней, сказывается на его состоянии. Я его понимаю— в Махачкале
ему не хотелось подвести команду, а в Дортмунде кровь из носу нужно побеждать.
Но Ахмедов— умный парень, который умеет анализировать собственные ошибки. У
меня нет опасений по поводу его выступления на чемпионате Европы.
Давид Мусульбес
Родился 28 мая 1972 года. Российский борец вольного стиля, с 2008 года выступающий за Словакию. Представлял весовые категории до 100 кг, до 130 кг, до 125 кг, до 120 кг. Заслуженный мастер спорта. Олимпийский чемпион (2000), бронзовый призер Олимпиады (2008). Двукратный чемпион мира (2001, 2002). Шестикратный чемпион Европы (1995, 1997, 2001, 2002, 2003, 2008). Пятикратный чемпион России (1993, 1994, 1996, 2000, 2002)
На него не давит тот факт, что, несмотря на талант и физические данные, он пока не может выиграть ни одного крупного турнира— медали-то есть, а побед нет?
По плану. Он тренируется по своему плану, готовится к главному отборочному старту на чемпионат мира— летнему чемпионату России. Этот парень четко понимает свои задачи и идет к их выполнению. Да, у него есть отдельные проблемы с коленями, с весом, но это рабочая ситуация в нашем виде спорта. Лично я никогда в жизни не гонял вес, а Билялу регулярно приходится это делать. Это генетика, надо приспосабливаться. Выбора нет— ему приходится внимательно относиться к своему организму и тщательно следить за собой. Но такое самопреодоление делает победы еще более сладкими.
Верхнее ограничение должно быть. Но я бы чуть поднял планку— до 125 или до 130 кг. Бывают уникально одаренные люди, которые из-за этого не могут выходить на ковер.
По-прежнему главный конкурент наших ребят— победитель двух последних Олимпиад Артур Таймазов из Узбекистана, проигравший Билялу Махову на прошлогоднем чемпионате мира в Москве. Если честно, я думаю, что это поражение сделает из Артура еще более опасного соперника. Раньше он боялся проиграть Махову, уронить свой статус. После того как это все-таки произошло, Таймазов должен расслабиться — и стать еще более опасным. И по идее в Лондоне-2012 один из них, Артур или Билял, должен получить золотую медаль.
Да, я с ним несколько дней назад в Махачкале разговаривал. В данный момент у Родригеса есть серьезный лишний вес, но почти уверен, что к олимпийскому сезону он эту проблему решит. Настроен кубинец серьезно, даже планирует перевозить в Азербайджан всю свою семью. Других серьезных оппонентов нашим ребятам, откровенно сказать, я пока не вижу. Другое дело, что они могут появиться в любой момент.
Если взять Олимпиаду 2000 года, когда трое— я, Таймазов и Родригес— стояли на пьедестале, то в Лондоне не хватает только меня (смеется). Не готов дать однозначного ответа по поводу очередного возвращения в спорт, слишком уж часто я зарекался. Да, я работаю со сборной России, но и бороться продолжаю— в частности, за один из клубов немецкой бундеслиги. Это уже образ жизни, до конца уйти всегда трудно.
Ну, во-первых, говорить о секретах в современной вольной борьбе смешно— любой поединок можно найти на видео. В моем возрасте (а в 2012 году мне стукнет уже 40) трудно чем-то удивить. Так что это не довод. А, во-вторых, мне кажется, мы слишком часто ориентируемся не на свои интересы. Мне, конечно, важно мнение уважаемых людей, но исхожу я из своей позиции, своих взглядов. Этому меня Европа научила. Меня не включали в состав сборной на Олимпиады 1996 и 2004 годов. И я возвращался, чтобы доказать: судьба человека в его руках.
Огромный плюс, как я уже сказал, это опыт. Не нужно, как молодым, много тренировать технику и тактику— все уже давно пройдено. Основная работа идет над координацией. Плюс немного меняется распорядок дня, по-другому распределяются силы. Вечером после тренировки ложишься отдыхать, а утром радуешься наступлению каждого нового дня (смеется).
Глупо принимать такие серьезные решения, а затем не рассчитывать
на медаль. Думаю, шансы у меня могут быть.